О фирме
140 лет Märklin >> Начало
В 1859, когда жестянщик Теодор Фредерик Вильгельм Мэрклин (1817-1866 гг.) принял решение о производстве принадлежностей для кукольных домиков из лакированной жести, он никак не ожидал, что его фирма станет известна по всему миру. Возможно, идею с домиками ему подала его вторая жена Каролина (1826-1893 гг.), на которой он также женился в 1859 году. Это произошло в городке Royal Wurttemberg Gцppingen, где Теодор жил с 1840 года. Во всяком случае Каролина, приверженка политэкономических учений Фредерика Листа, с огромной энергией и выдающимся талантом организатора взялась за рекламу и продвижение. Уже спустя несколько лет они приобрели большое здание, в котором и жили, и работали, поскольку на их товары появился определенный спрос.
Смерть основателя фирмы в результате несчастного случая в 1866 году стала тяжелым ударом для его жены, и только благодаря ее решительности и упорной работе компания не прекратила свою деятельность. Она хотела сохранить бизнес для троих сыновей и поэтому, более двадцати лет трудилась на благо компании, преодолевая всяческие трудности. Каролина повторно вышла замуж в 1868 г., но так и не дождалась помощи и опоры от мужа, на которую она надеялась, неся свое бремя.
К несчастью для нее, ее дети не проявили достаточного интереса к ее "игрушечному" делу. Но все стало меняться после смерти отчима, когда один из сыновей - Eugen Marklin (1861-1947 гг.) при помощи братьев решил продолжить дело своих родителей, не отрываясь при этом, от основной высокооплачиваемой работы. И, наконец, 1-го Марта 1888 года, он решает с братом Карлом основать крупную торговую компанию, частью которой и стала, впоследствии, фирма их родителей. Как и в прошлые годы, в работе компании возникали определенные трудности, которые, порой, ставили под сомнение само ее существование.
Но, благодаря оптимизму, решительности и дальновидности, унаследованных от родителей Eugen Marklin смог преодолеть все трудности и поставить фирму на ноги. Особенно стоит отметить, что без помощи и поддержки его жены, которая также много работала на благо "игрушечного" дела, их бизнес не стал бы развиваться столь успешно и стремительно. Именно в то время Eugen Marklin принял свое самое мудрое и дальновидное решение, когда в 1891 году стал владельцем фабрики жестяных игрушек Людвига Лютца в городе Ellwangen, чья продукция была настолко красива, что ее приобретали десятками как домой, так и для продажи за границу. (Но из-за старомодного подхода к производству и рекламе Лютц не смог составить конкуренцию другим производителям и на этом закончилась бы эра игрушек, сделанных вручную.). Eugen Marklin предложил Лютцу работать на него, вернуться в Goppingen, и таким образом, сохранить дело его жизни. Ноу-хау, изобретенное специалистами компании Лютца путем долгих опытов, проб и ошибок очень помогло в дальнейшем, для успешной и прибыльной работы новой фирмы. При этом Eugen Marklin внимательно изучил как слабые, так и сильные стороны производственного метода Лютца, и для собственного бизнеса он избрал средний путь между производством дешевых массовых механических моделей и дорогих, изготовленных вручную высококлассным мастером изделий. Именно поэтому, фирма Marklin существует и по сей день, удовлетворяя потребности как массового, так и эксклюзивного потребителя.
Eugen Märklin вместе с Лютцем разработали ассортиментную линейку, в которой наибольшее внимание уделялось техническим игрушкам, изготавливаемым старинным способом, но спустя некоторое время они стали производиться по новой "технологии Märklin ". Объединение компании Eugen Märklin с фирмой Лютца сыграло немаловажную роль в быстром росте первой. И уже в 1892 году она стала передовой, получив имя "Märklin Bros. & Co.". Чуть позже к ним присоединился новый компаньон - Emil Friz из Plochingen, который стал совладельцем компании наравне с Eugen Märklin. Фирма Märklin произвела настоящий фурор на Весенней Лейпцигской Выставке-Ярмарке, когда представила зрителям движущийся по рельсам поезд с заводным механизмом. Это действительно был игрушечный поезд, который самостоятельно двигался по собственной железнодорожной колее. Основой успеха Märklin явилось совершенно новое изобретение, которое компаньоны придумали, работая совместно. Они предлагали целую систему в определенном масштабе с макетом, ж/д путями состоящими из множества отдельных частей и рельсами с стандартной шириной колеи. Как и следовало ожидать, этой идеей тут же заитересовалось множество других производителей - конкурентов.
Печатный каталог 1895 года с необычайной ясностью показывает все превосходство и преимущества традиционной продукции Märklin - это "Оборудование для children's kitchens и т.д.". Пять лет спустя ассортимент железных дорог и других технических игрушек расширился довольно значительно. И уже в те дни руководители компании почувствовали необходимость увеличить производство дополнительных принадлежностей, поскольку на них появился устойчивый спрос. Именно огромный выбор дополнительных деталей и явился одной из главных причин всемирной популярности железных дорог фирмы Märklin.
Очен быстрое развитие бизнеса означало, что пора было приобретать более крупную недвижимость для работы. Что и произошло в 1895 году, когда фирма переехала в новое здание по адресу Marktgasse 21. Но уже через пять лет, и оно показалось слишком мало. Тогда было построено новое здание на Stuttgarter Strasse, общей площадью более 6,000 квадратных метров. Туда и переехала компания в 1900 году. Для увеличения производства продукции естественно требовались большие капитальные вложения и внешние инвестиции, таким образом, 1-го мая 1907 года, Richard Safft подписал соглашение с руководством, и уже в 1908 году начал вести торговлю в качестве представителя фирмы "Märklin Bros. & Cie".
"Самая крупная фабрика игрушек в мире"
Один век сменил другой, и сегодня уже каждые 4-5 лет печатается огромное количество фирменных каталогов Märklin, которые ежегодно обновляются и дополняются новинками. Данные каталоги могут приобрести только дилеры Märklin, при этом, каталоги для розничных покупателей не распространялись до 1924 года вообще. Если понаблюдать динамику, то в изданиях за 1904 и 1909 года можно отметить взрывной рост ассортимента продукции. Как позднее говорил Eugen Märklin о своем партнере, Emil Friz стремился полностью удовлетворить свои амбиции и сделать компанию " первой и самой крупной в мире фабрикой по производству игрушек".
Как уже упоминалось ранее, до, и какое-то время после Первой Мировой Войны, Märklin производил не только модели железных дорог, но и большой ассортимент игрушек. К примеру, если только эти технические игрушки и куклы, произведенные за 140 лет работы собрать в одном месте, они поразили бы ваше воображение огромным количеством и изумительным качеством.
Сезонность торговли игрушками являет собой определенную проблему для производителей, и именно по этой причине до 1891 года Eugen Märklin занимался производством и распространением товаров для дома, а позднее в ассортименте продукции Märklin определенную часть стали составлять так называемые "летние товары ". Позднее, в 1928 году был издан летний каталог.
В 1911 году вдоль Stuttgarter Strasse было построено здание длинной 110 метров, в котором разместилась штаб-квартира компании. И по сей день, это сооружение остается одним из самых внушительных зданий города Goppingen. К 1914 году число занятых работников возросло до 600 человек. Затем началась Первая Мировая Война – событие, ставшее и для Märklin, и для других аналогичных фирм тяжелым испытанием. Многие специалисты с фирмы были призваны на военную службу, и только некоторые из них вернулись обратно. Производственные мощности компании почти полностью стали использоваться для военных целей, и прежний впечатляющий рост фирмы, в основном за счет экспорта, внезапно завершился практически полной остановкой деятельности компании. Неожиданно, доступ на иностранные рынки был отрезан, и не осталось покупателей на ту часть продукции, которая изготавливалась для, так называемых целевых стран.
Несмотря на эти трудности, у фирмы Märklin сложилось все-таки более благоприятное положение на внутреннем рынке, чем у многих других фабрик, производящих игрушки, что позволило ей выжить в трудные послевоенные годы и даже держаться сравнительно неплохо. Естественно, после 1920 года возникла необходимость произвести некоторые изменения, как в работе самой компании, так и в ее технической сфере. Изменение формы собстственности компании с открытого акционерного общества на общество с ограниченной ответственностью было тщательно спланированным шагом в целях снижения налогового бремени. Такая необходимость возникла, том числе, и из-за смерти одного из реководителей Эмиля Фрица в 1922 году. Но это произошло только 4 года спустя, после того как зять Эмиля Фрица, Max Scheerer, стал третим управляющим директором фирмы. В 1923 году Фритц – сын Eugen Märklin присоединился к компании, а в 1935 году унаследовал место своего отца, после того как последний удалился на покой после 50-ти лет плодотворной работы.
Символ железнодорожного моделирования
Наступили те годы, когда термин " Железные дороги Märklin" стал олицетворением железнодорожного моделирования среди широких масс потребителей. По разным причинам, таким как возрастающий контроль за качеством сырья и т.д., после 1935 года снова произошло некоторое сокращение и переориентация ассортимента продукции. Количество игрушек, не относящихся к железной дороге, сокращалось все больше и больше. Компания отказалась от производства целого ассортиментного ряда моделей 1-го типоразмера в пользу "Миниатюрных железных дорог типоразмера OO" – это название придумали для настольных железных дорог, представленных широкой публике в 1935 году. Новинка представляла собой готовую интегрированную систему, и стала настолько популярной, что уже к 1939 году была запущена в массовое производство. Фирма Marklin первая начала использовать в работе новые технологические процессы, такие как цинковое литье под давлением, использовавшееся при изготовлении локомотивов, тележек вагонов, колес и других дополнительных приспособлений. Между 1948 и 1955 годами грузовые вагоны стали также изготавливаться с использованием этого метода.
От жести до пластика
Вторая Мировая Война явилась причиной нового вынужденного перерыва в работе фабрик, производящих игрушки. К счастью, завод Märklin не пострадал от непосредственных военных действий. Richard Safft умер в 1945 году, а уже через два года - в 1947 году, скончался и сам Eugen Märklin. Herbert Safft занял место своего отца в качестве управляющего директора. Через некоторое время после окончания войны железнодорожное моделирование начало снова активно развиваться. Правда, сначала модели шли только на экспорт. Особый удар делался на модели в типоразмере OO/HO, производство которых увеличивалось очень быстро, при этом, количество моделей в типоразмере O очень сильно сократилось. В 1950 году изготовление ширококолейной ж/д из лакированной жести также полностью прекратилось. На этом эра жестяных моделей подошла к концу, ведь пластик все больше и больше вытеснял из использования все остальные материалы. Сейчас компания практически полностью посвящает себя развитию и дальнейшему усовершенствованию железной дороги в типоразмере HO, справедливо признанной ей самой как первоклассной модели для игр и развлечения (" т.к. система очень проста в использовании" кaк рекламировалось в Германии). Эта двойственная стратегия – благодаря огромным усилиям Fritz Märklin, продвигавшего ее до самой своей смерти в 1961 году – действительно помогла железным дорогам Märklin HO добиться успеха и признания по всему миру.
Паровая машина Märklin
В 2004 году компания Marklin выпустила ограниченным тиражом действующий настольный паровой двигатель, работающий на спирту. Модель полностью повторяет паровую машину, которая выпускалась компанией Marklin в 1930 году. Материалы: жесть, сталь, чугун, латунь. Каждая машина снабжена сертификатом, удостоверяющим оригинальность модели. Размер основания 37 см х 37 см. Высота 34 см. Вес 3 кг. Стоимость 1399 евро.